Тема 8. Структура экономических информационных систем.

 

1. Общая характеристика структуры ЭИС.

2. Характеристика обеспечивающих  подсистем ЭИС.

3. Вопросы к теме

1. Общая характеристика структуры ЭИС.

Структуру информационной системы (ИС) составляет совокупность отдельных её частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому либо признаку.

Наиболее общим разделением ЭИС на подсистемы является выделение обеспечивающей и функциональной  частей.

На рис 4.1. приведена обобщенная схема структуры ЭИС.

Рис. 4.1. Структура ЭИС.

Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).

Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам:

¾   уровень управления (высший - стратегический, средний - тактический, низший - оперативный);

¾   вид управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т.п.);

¾   сфера применения (банковская, фондового рынка и т.п.);

¾   функции управления (планирование, регулирование (оперативное управление), учет, анализ).

Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Возможные функциональные подсистемы предприятия и типовые задачи, решаемые в рамках этих подсистем представлены в таблице 4.1

Таблица 4.1

Функциональные подсистемы и их функции

 

Информационная система

маркетинга

Производственные информационные системы

Финансовые и учетные информационные

системы

Кадровые

 информационные

 системы

Информационная система

 руководства

Исследование рынка и прогнозирование продаж

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Управление портфелем

 заказов

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых

ресурсах

Контроль за деятельностью организации

Управление

продажами

Оперативный контроль и управление производством

Управление кредитной

политикой

Ведение архивов записей о персонале

Выявление оперативных проблем

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка

финансового плана

Анализ и планирование подготовки

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Анализ и установление цены

Участие в формировании заказов поставщиков

Финансовый анализ и прогнозирование

-

Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Учет заказов

Управление

запасами

Контроль бюджета.

Бухгалтерский учет и расчет зарплаты

-

-

 

Выделение подсистем используется для удобства распределения работ по созданию системы и для привязки к соответствующим организационным звеньям объекта управления.

Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы:

¾   технического обеспечения;

¾   программного обеспечения;

¾   информационного обеспечения;

¾   организационного обеспечения;

¾   математического обеспечения;

¾   правового обеспечения;

¾   лингвистического обеспечения;

¾   эргономического обеспечения;

¾   кадрового обеспечения;

¾   методологического обеспечения.

2. Общая характеристика обеспечивающих  подсистем ЭИС.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

¾   компьютеры любых моделей (от ПК до суперкомпьютеров);

¾   устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

¾   средства коммуникаций;

¾   оргтехника;

¾   эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.

Документацию можно условно разделить на 3 группы:

1.     общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

2.     специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

3.     нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов, обеспечивающих формирование результатной информации. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса прикладных программ.

Программное обеспечение – совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Операционная система – это программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно общаться с компьютером: запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл и т.д.

Системы программирования – представляют собой инструментальные средства для квалифицированных пользователей-программистов, предназначенные для проектирования функционального ПО.

Сервисные программы предоставляют ряд услуг по обеспечению эксплуатации ЭВМ и ПО, в частности:

¾   программные средства телекоммуникации;

¾   программные средства защиты информации от несанкционированного доступа и других воздействий;

¾   программные средства подтверждения целостности передаваемого документа и идентификации подписи пользователя и др.

Прикладное (функциональное) ПО – это программная реализация конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий (СУБД, гипертекстов, мультимедиа, экспертных систем и др.). Прикладное ПО принято делить на 3 группы:

¾   универсальные программные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД и др.);

¾   профессиональные программные средства, ориентированные на различные специальности и специализации как для экономистов, так и не экономистов;

¾   прочие программные средства (обучающие, деловые игры, развлекательного характера и т.д.).

Лингвистическое обеспечение (ЛО).

Средства, входящие в подсистему ЛО, делятся (рис. 4.2) на две группы:

 

 

Рис. 4.2 Состав лингвистического обеспечения ИС

 

языковые средства и правила формализации. Языковые средства, в свою очередь, подразделяются на традиционные язы­ки (естественные, математические, алгоритмические, языки модели­рования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-по­исковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ). Правила формализации включают в себя методы сжатия и рас­крытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации.

Организационное обеспечение совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы.

Методическое (методологическое) обеспечение состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации, оценке эффективности функционирования ЭИС. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об ЭИС в целом и отдельных его функциях, демонстрационные примеры.

Правовое обеспечение ЭИС представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус. Правовое обеспечение осуществляет также регулирование разработки ЭИС и взаимоотношений разработчика и заказчика. Правовое обеспечение состоит из двух частей: общей и специальной. Общая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, специальная – осуществляет юридическую поддержку принятия решений.

Эргономическое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих максимально комфортные условия работы в ЭИС. Это предполагает выбор специальной мебели для размещения техники, организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей. Одна из важнейших функций эргономического обеспечения ЭИС – уменьшение отрицательных воздействий на человека со стороны ПЭВМ.

Кадровое обеспечение - это совокупность методов и средств по орга­низации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

Вопросы к теме

1.      Приведите обобщённую схему структуры ЭИС.

2.      Дайте определение функциональной подсистемы ИС.

3.      По каким принципам могут строиться функциональные подсистемы ЭИС?

4.      Приведите примерную типовую структуру функциональной части ИС предприятия.

5.      Дайте краткую характеристику подсистеме маркетинга ИС предприятия.

6.      Дайте краткую характеристику производственным подсистемам ИС предприятия.

7.      Дайте краткую характеристику подсистеме финансов ИС предприятия.

8.      Дайте краткую характеристику подсистеме кадров ИС предприятия.

9.      Дайте понятие обеспечивающей подсистемы ИС. Какие виды обеспечения выделяют в обеспечивающей подсистеме ИС?

10. Дайте характеристику технического обеспечения.

11. Раскройте содержание математического обеспечения ИС.

12. Раскройте содержание программного обеспечения ИС.

13. Раскройте содержание лингвистического обеспечения ИС.

14. Раскройте содержание организационного обеспечения ИС.

15. Раскройте содержание правового обеспечения ИС.

16. Раскройте содержание эргономического обеспечения ИС.

17. Раскройте содержание кадрового обеспечения ИС.